- Военное сотрудничество России и НАТО
Военное сотрудничество России и НАТО
Сотрудничество между Россией и 28 государствами-членами НАТО осуществляется под руководством Совета Россия - НАТО (СРН). Рабочую программу страны‑члены СРН согласуют ежегодно.
В целях содействия сотрудничеству Россия учредила дипломатическое представительство при НАТО. В 2001 году было открыто Информационное бюро НАТО в Москве.
Официальные отношения между Россией и НАТО начались в 1991 году, когда Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года - Совет евроатлантического партнерства). Этот форум был создан для укрепления транспарентности и диалога после окончания "холодной войны ". В 1994 году Россия присоединилась к программе "Партнерство ради мира ", а в 1996 году ‑ направила в Боснию и Герцеговину крупный контингент для участия в миротворческих силах под руководством НАТО.В 1997 году в Париже был подписан первый основополагающий акт сотрудничества Россия-НАТО. В 2002 году на встрече в Риме руководители России и стран НАТО подписали декларацию "Отношения Россия-НАТО: новое качество" и учредили СРН.
В июне 2005 года министры обороны стран СРН утвердили "Политико‑военные руководящие указания по повышению оперативной совместимости сил России и государств НАТО". Еще один ключевой документ - Соглашение о статусе сил (войск) программы "Партнерство ради мира" ‑ был ратифицировано российским парламентом в мае 2007 года.
Совет Россия‑НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ), миротворчества, противоракетной обороны театра военных действий, управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, тылового обеспечения и научного сотрудничества во имя мира и безопасности.
Борьба с терроризмом
В декабре 2004 года министры иностранных дел стран СРН утвердили План действий по борьбе с терроризмом.
В 2006‑2007 годах корабли ВМФ России участвовали в военно‑морской антитеррористической операции НАТО в Средиземном море "Активные усилия".
В марте 2012 года прошли контртеррористические военно‑гражданские командно‑штабные учения под эгидой СРН в штаб‑квартире НАТО.
В научно‑технической сфере продолжается работа над проектом СТАНДЕКС, нацеленным на разработку методов дистанционного обнаружения взрывоопасных предметов на объектах общественного транспорта.
Под эгидой Комитета СРН по "Науке ради мира и безопасности" проводится работа по противодействию новым угрозам и вызовам посредством сотрудничества в области науки и экологии. Среди ключевых направлений сотрудничества - обнаружение взрывоопасных предметов, защита от химических, биологических, радиологических и ядерных веществ, кибербезопасность, психосоциальные последствия терроризма, транспортная безопасность, экологические вопросы, связанные с обороной, экологическая безопасность и экотерроризм, прогнозирование и предотвращение стихийных бедствий и катастроф.
Инициатива о сотрудничестве по использованию воздушного пространства
Инициатива о сотрудничестве по использованию воздушного пространства (ИСВП) направлена на предотвращение использования террористами воздушных судов для терактов. Внедрение системы началось в 2006 году, в декабре 2011 года министры иностранных дел СРН объявили о готовности системы к эксплуатации.
Эксплуатационная готовность системы ИСВП была продемонстрирована во время контртеррористических учений "Бдительное небо-2011". Во время учений авиадиспетчеры в Польше и Москве, в режиме реального времени смогли предотвратить учебный террористический акт на транспортном самолете, летевшем из Польши в Норвегию. Аналогичный сценарий был отработан Турцией и Россией над Черным морем.
Система ИСВП состоит из двух главных координационных центров, расположенных в Москве и Варшаве, и местных координационных пунктов в России (Мурманск, Калининград и Ростов‑на‑Дону) и странах‑участницах НАТО (Бодо (Норвегия) и Анкара).
Кризисное регулирование и борьба с наркотрафиком
В 2002 года СРН утвердил "Политические аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО".
В декабре 2005 года был инициирован проект СРН по обучению сотрудников правоохранительных органов Афганистана, стран Центральной Азии методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 2010 года к программе примкнули пакистанские специалисты. Учебные курсы проводятся в одном из четырех институтов ‑ в Турции, России или США, в каждой из стран‑участниц проводятся выездные курсы. В рамках программы СРН в России прошли обучение свыше 2,5 тысячи специалистов.
Для обучения 948 офицеров со стороны ФСКН были организованы выездные курсы.
Поддержка ИСАФ (МССБ) и Афганских вооруженных сил
Весной 2008 года Россия предложила оказать содействие сухопутному транзиту по своей территории грузов для действующих в Афганистане под руководством НАТО и по мандату ООН Международных сил содействия безопасности (ИСАФ/МССБ). В 2010 году этот маршрут для снабжения МССБ был открыт.
Через российскую территорию были переправлены более 379 тысяч военнослужащих и 45 тысяч контейнеров с военными грузами.
В апреле 2012 года в рамках проекта поддержки на базе ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" в России открылись курсы для авиамехаников ВВС Афганистана по техобслуживанию и ремонту вертолетов.
В декабре 2012 года авиакомпания "Волга‑Днепр" совершила пробный рейс по маршруту Афганистан‑Ульяновск в рамках программы транзита грузов НАТО.
Поиск и спасение экипажей аварийных подводных лодок
В феврале 2003 года было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве в области поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок.
В мае‑июне 2011 года у южного побережья Испании подводная лодка ВМФ РФ впервые приняла полномерное участие в учениях по поиску и спасанию под руководством НАТО "Болд монарк‑2011".
Вопросы ядерного оружия
Эксперты России и стран‑участниц НАТО являлись наблюдателями на полевых учениях по реагированию на аварию с ядерными боеприпасами, которые проходили в России (2004), в Великобритании (2005), в США (2006) и во Франции (2007).
В июне 2011 года Россия и члены НАТО приняли участие в командно‑штабных учениях по реагированию на инцидент с ядерным боеприпасом. Также был проведен ряд семинаров с участием экспертов, на которых обсуждались ядерная доктрина и стратегия, уроки, вынесенные из инцидентов и аварий; возможные действия в случае обнаружения самодельных ядерных или радиологических устройств.
Гражданские чрезвычайные ситуации
С 1996 года Россия и НАТО работают над созданием потенциала для совместных действий в ответ на гражданские чрезвычайные ситуации, такие как землетрясения и наводнения, а также над прогнозом и предотвращением стихийных бедствий. На основе выдвинутого Россией в 1998 году предложения, был создан Евроатлантический координационный центр реагирования на стихийные бедствия и катастрофы, который согласует действия всех стран Совета евроатлантического партнерства.
Два состоявшихся в России учения по реагированию на стихийные бедствия и катастрофы (в Богородске в 2002 году и в Калининграде в 2004 году), а также учения, проведенные в 2006 году в Италии, позволили разработать конкретные рекомендации по ликвидации последствий ЧС. Еще одни командно‑штабные учения по ликвидации последствий прошли в Норвегии в 2010 году.
Борьба с морским пиратством
В рамках начатой в 2009 году операции НАТО Ocean Shield ведется совместная борьба с пиратами в Аденском заливе. Российские боевые корабли также с 2008 года выполняют задачу по обеспечению безопасности мореплавания в районе Африканского Рога.
В феврале 2013 года в Аденском заливе прошли масштабные российско‑итальянские военно‑морские учения, посвященные борьбе с пиратством.
Транспарентность, оборонно‑промышленное сотрудничество
В период с 2002 по 2008 год Центр социальной адаптации "Россия-НАТО" помог около 2820 бывших военнослужащих ВС РФ пройти профессиональную переподготовку, более 80% слушателей подобных курсов смогли трудоустроиться в гражданской сфере.
Проведенное в 2005‑2007 годах комплексное "Исследование сотрудничества между Россией и НАТО в области оборонной промышленности, исследований и технологий", показало существование потенциала для совместного реагирования на глобальные угрозы.
Самыми проблемными вопросами во взаимоотношениях Россия‑НАТО являются создание усиленной системы ПРО с базированием на территории европейских государств, а также вопрос контроля над вооружением стран‑участниц.
Нераспространение ОМУ и контроль над вооружениями
Помимо успешно ратифицированного договора по Открытому небу приоритетом в в сотрудничестве России‑НАТО было участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
13 июля 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал Указ о приостановлении Россией участия в договоре ДОВСЕ. Россия мотивировала свое решение нежеланием стран НАТО ратифицировать адаптированную версию договора, принятую в 1999 году. Мораторий на действие ДОВСЕ, введенный в России, вступил в силу 12 декабря 2007 года.
В ноябре 2011 года также США заявили об отказе от обязательств по отношению к России в рамках ДОВСЕ.
В апреле 2013 года министерство обороны РФ сообщило, что не видит перспективы дальнейшего существования ДОВСЕ на современном историческом этапе.
Противоракетная оборона театра военных действий
В 2003 году было начато исследование по анализу степени возможной оперативной совместимости систем ПРО России и государств‑членов НАТО. Были проведены командно‑штабных учения в США (2004), Нидерландах (2005) и России (2006). В январе 2008 года в Германии прошли компьютерные учения.
В августе 2008 года произошло общее охлаждение отношений в области сотрудничества Россия‑НАТО. После применения Россией военной силы во время политического кризиса в Грузии, Североатлантический союз приостановил официальные заседания СРН, сотрудничество в некоторых областях отношений Россия-НАТО также прекратилось.
В 2009 году было принято решение о возобновлении официальных заседаний и практического сотрудничества. Первое официальное заседание СРН на уровне министров после грузинского кризиса состоялось в декабре 2009 года. На заседании было принято решение придать сотрудничеству более целенаправленный и политически значимый характер, а также провести Совместный обзор общих вызовов безопасности XXI века.
В 2010 году на саммите в Лиссабоне Россия и США не смогли прийти к общему мнению в отношении структуры противоракетной безопасности в Европе в рамках проекта ЕвроПРО. Переговоры зашли в тупик из‑за отказа США предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил сдерживания.
В настоящее время планы США по созданию системы ПРО в Европе остаются одной из причин напряженности в американо‑российских отношениях.
В январе 2012 года Россия и НАТО одобрили "дорожную карту" сотрудничества до 2014 года, предусматривающую взаимодействие в борьбе с морским пиратством и терроризмом.Российский флаг
Флаги стран - участниц НАТО перед европейской штаб-квартирой в Брюсселе
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.